Консультация для родителей «Классическая музыка в повседневной жизни УДО».
Консультация для родителей «Классическая музыка в повседневной жизни УДО».
Детское интуитивное чувство музыки заключается в положительном реагировании ребенка на ее звучание уже с раннего возраста. Очень рано они начинают воспринимать классическую музыку. Классика (от лат. classikus - «образцовый») - образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов прошлых столетий. Классическая музыка гармонически сочетает в себе правдивое и эмоциональное содержание с совершенством формы, величайшее мастерство с простотой и доступностью. Она охватывает не только профессиональное творчество композиторов-классиков, но и образцовые произведения народного творчества.
Для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыкальной классике. Ведь классическая музыка поистине является эталоном Красоты, Гармонии и
Совершенства. Именно поэтому приобщение детей к классической музыке должно быть ведущим направлением их музыкального развития в УДО.
Приобщение детей к классической музыке является одним из важных направлений в развитии музыкального восприятия дошкольников. На музыкальных занятиях в УДО дети не только обучаются практическим музыкальным умениям, в том числе и слушанию музыки, но и получают необходимые знания о музыке, интересные сведения о жизни и творчестве выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также о наиболее ярких особенностях музыкальных произведений, предлагаемых им на занятиях.
Кроме того, классическая музыка в повседневной жизни детского сада используется:
- на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
- на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, по изобразительной деятельности;
- во время спокойных игр, свободного рисования;
- во время сюжетно-ролевых игр и драматизаций;
- на праздниках, развлечениях, беседах-концертах;
- на психологических тренингах.
В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее.
Так, слушание музыки на занятии, беседе-концерте - это активный процесс, который включает установку на восприятие, переживание музыки. Во время же тихих игр и свободного рисования, когда классическая музыка звучит как фон, внимание ребенка может привлечь только наиболее понравившийся музыкальный фрагмент, мелодия. Но и такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке.
Музыкально-эстетические воспитание детей будет значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить их и с народным музыкальным искусством, и с высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.
Огромное значение классической музыке в вопросах нравственного воспитания детей придавал В. А. Сухомлинский. В своей книге «Павлышская средняя школа» великий педагог раскрывает целую систему приобщения детей к миру классической музыки, которая основана на том, чтобы «из года в год перед учениками постепенно открывался мир больших идей, отраженных в музыке: идеи братства и дружбы людей (Девятая симфония Бетховена), идеи борьбы человека против безжалостного рока (Шестая симфония Чайковского), борьбы сил прогресса и разума против тёмных сил фашизма (Седьмая симфония Шостаковича)». На первый взгляд может показаться, что некоторые крупные симфонические произведения, включенные в репертуар для слушания в детском саду, сложны для восприятия детьми старшего дошкольного возраста. Однако если в УДО организована системная целенаправленная и последовательная работа по развитию детского музыкального восприятия путем слушания музыки, начиная с раннего возраста, дети уже в пять лет будут в достаточной степени подготовлены для слушания довольно сложных для восприятия произведений музыкальной классики. Более того, они уже в состоянии дать эмоциональную и словесную оценку этим произведениям.
В работу с детьми по выработке музыкально-ритмических движений на занятиях в области «Музыка» включена самая разнообразная танцевальная музыкальная классика: танцевальные пьесы И. G. Баха и В. А. Моцарта (гавоты, менуэты, буре, экосезы, полонезы), вальсы Ф. Шуберта, Ф. Шопена, И. Штрауса, балетную музыку П. И. Чайковского.
Необходимо подчеркнуть, что, давая примеры маршевой музыки, педагоги стремятся к тому, чтобы дети не только почувствовали характер, но и осознали особенности каждого из маршей. Например,детям можно предложить для слушания «Турецкий марш» из увертюры «Афинские развалины» Л. В. Бетховена, «Военный марш» Ф. Шуберта, «Солдатский марш» Р. Шумана, «Марш» из оперы «Аида» Дж. Верди, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева. Важно, чтобы дети поняли, что хотя все перечисленные марши отличаются по своему настроению и связаны с разными жанрами музыкального искусства (увертюра, опера, балет), все они в одинаковой степени передают четкую ритмическую пульсацию и размеренное движение шага. Предлагая маршевую музыку дошкольникам для углубления ее восприятия, необходимо связать ее с движением. Дети должны уметь шагать под музыку марша, вслушиваясь в рисунок мелодии, ритма и передавая характер произведения. На занятиях в детском саду ритм марша можно показать также хлопками или притопами.
Чтобы сделать общение детей с музыкой радостным и увлекательныммузыкальному руководителю нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности, педагог особое внимание должен уделять отбору материала для работы с детьми - музыки для слушания. Индивидуальная работа через игру, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности. Только при таком условии может достигаться максимальный педагогический эффект в развитии музыкального восприятия детей.
Репертуар для слушания должен удовлетворять двум важным требованиям - художественности и доступности. Серьезный и вдумчивый подход к использованию высокохудожественных музыкальных произведений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт, создавая в представлении ребенка эталоны красоты. О важности высокой художественности предлагаемого детям репертуара говорила известный музыковед В. Н. Шацкая: «С самого начала мы должны, работая с детьми, иметь дело с искусством, а не с жалкими суррогатами его».
Приобщение дошкольников к классической музыке осуществляется не только во время непосредственно организованной музыкальной деятельности, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время утренней гимнастики и т.д. Музыка может окружать ребенка почти постоянно, не ограничиваясь рамками специально организованных форм. Включение классической музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, с помощью музыкального руководителя ,который подбирает музыкальный материал , предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка в УДО.Предлагаю вам примерный список музыкальных произведений, которыемогут звучать в ходе организации педагогического процесса в младшей и средней группах (Приложение№1) и в старшей и подготовительной группах ДОУ (Приложение№2).
Особенности музыкального искусства позволяют использовать его для развития всех психических процессов, в первую очередь, конечно, творческого воображения и мышления дошкольника. Яркие музыкальные образы стимулируют фантазию ребенка, рождают необычные интерпретации, ассоциации. Интересно, что в классической музыке можно найти картины практически всех явлений окружающего мира, что оказывает существенное влияние на развитие ребенка.
В мировой музыкальной классике есть ряд композиторов, чья музыка необычайна
«выпукла», образна, ярка. К их числу могут быть отнесены, например, Н. Римский-Корсаков, С. Прокофьев, Э.Григ, П. Чайковский, А. Вивальди т.д.
При ознакомлении детей с художественной литературой, классическая музыка также может найти широкое применение. Предлагаю вам список музыкальных произведений к литературным произведениям для детского чтения (Приложение №3).
Интересная, разнообразная по характеру классическая музыка, звучащая не только вовремя непосредственно организованной музыкальной деятельности, но и в повседневной жизни детского сада, обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение.
Приложение №1
Рекомендуемые классические музыкальные произведения для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Утренний прием детей.
«Шутка» И. Баха,
«Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») Э. Грига,
«Шуточная» А. Лядова,
«Утреннее настроение» С. Прокофьева,
«Тарантелла», «Марш» В. Гаврилина.
Утренняя зарядка.
«Королевский марш льва» К. Сен-Санса,
«Танец маленьких лебедей», «Вальс», «Марш
деревянных солдатиков» П. Чайковского,
«Марш» В. Гаврилина,
«Полька» С. Майкапара,
«Вальс-шутка» Д. Шостаковича,
«Смелый наездник» Р. Шумана.
Подготовка к прогулке, одевание на прогулку.
«Прогулка» (их цикла «Картинки с выставки) М.П. Мусоргского,
«На велосипеде» А.Гречанинова,
«Веселая прогулка» А. Филиппенко.
Тихий час.
«Колыбельная» А. Гречанинова,
«Нянина сказка» П. Чайковского,
«Вечерняя сказка» А.Хачатуряна,
«Колыбельная песенка» Г. Свиридова.
Игровая деятельность.
«Кукольный кэк-уок» К. Дебюсси,
«Маленькая сказка» А Гречанинова,
«Игра в солдатиков»В. Ребикова,
«Клоуны» Д. Кабалевского,
«Куры и петухи» К. Сен-Санса,
«Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского,
«Шествие кузнечиков» С. Прокофьева.
Изобразительная деятельность.
К.Сен-Санс цикл «Карнавал животных»,
П. Чайковский «Детский альбом», цикл «Временагода» (избранные произведения),
С. Майкапар «Бирюльки» (избранные произведения),
А.Вивальди цикл «Времена года» (избранные части произведений),
Э. Григ «Ручеек», «Летний вечер».
Экологически ориентированная деятельность.
«В поле» А. Гречанинова,
«Грустный дождик» Д. Кабалевского,
цикл «Времена года» П.Чайковского,
цикл «Времена года» А. Вивальди,
«Эхо в горах» С. Майкапара,
«Расскажи,мотылек», «Кукушка» А.Аренского,
«Шествие кузнечиков» С.Прокофьева,
«Зимнее утро»П.И.Чайковского,
«Осень» Ц.Кюи,
«Сорока», «Петушок» А. Лядова, «Зайчик» М.Старокадомского,
«Марш зайчат» А. Жилинского.
Социально -коммуникативная деятельность.
-«Скучный рассказ», «Нянина сказка», «В разлуке», «Недовольство»,«Котик заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинова,
-«Ласковая просьба»Г. Свиридова,
-«Три подружки», «Печальная история»,«Упрямый братишка», «Лентяй» Д. Кабалевского,
-«Смелый наездник», «Полное удовольствие», «Страхи», «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы» Р. Шумана,
«Болезнь куклы» П. Чайковского,
«Упрямец» С.Прокофьева.
Приложение№2
Рекомендуемые классические музыкальные произведения для детей старшего дошкольного возраста
Утренний прием детей.
-«Зимнее утро» П.И. Чайковского,
-«Пробуждение» Г. Форе,
-«Шутка» И. Баха,
-«Утренняямолитва» Ф. Шуберта,
- «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») Э. Грига,
-«Шуточная» А. Лядова,
-«Утро» С. Прокофьева,
-«Тарантелла», «Марш» В. Гаврилина.
Утренняя зарядка
-«Шествие кузнечиков» С. Прокофьева,
-«Королевский марш льва» К. Сен-Санса,
-«Танецмаленьких лебедей», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», П. Чайковского,
-«Вальс», «Марш» В. Гаврилина,
-«Полька» С. Майкапара,
-«Вальс-шутка» Д. Шостаковича,
-«Смелый наездник» Р. Шумана,
-«Марш» (из оперы «Аида») Дж. Верди.
Подготовка к прогулке, одевание на прогулку.
-«Прогулка» (их цикла «Картинки с выставки) М. Мусоргского,
-«На велосипеде» А.Гречанинова,
-«Веселая прогулка» В. Гаврилина,
- «Облака плывут» С. Майкапара.
Тихий час.
-«Колыбельная» А. Гречанинова,
-«Нянина сказка» П. Чайковского,
-«Вечерняя сказка» А.Хачатуряна,
-«Колыбельная песенка»Г.Свиридова,
-«Колыбельная»А.Лядова,
«-Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко») Н. Римского-Корсакова.
Игровая деятельность.
- танцевальная сюита «Танцы кукол» Д.Шостаковича,
-«Кукольный кэк-уок» К. Дебюсси,
-«Маленькая сказка» А Гречанинова,
-«Игра в солдатиков» В. Ребикова,
- «Клоуны» Д.Кабалевский,
-«Куры и петухи» К. Сен-Санс,
-«Балет невылупившихся птенцов М.Мусоргского,
-«Шествие кузнечиков» С. Прокофьева.
Изобразительная деятельность.
- К. Сен-Санс, цикл «Карнавал животных»,
-П. Чайковский, «Детский альбом», цикл «Времена года» (избранные произведения),
-С. Майкапар «Бирюльки» (избранные произведения), А.
-А.Вивальди цикл «Времена года» (избранные части произведений),
-Э. Григ «Ручеек»,
- «Летнийвечер», «Весной», Ц. Кюи ,«Зима», «Осенью»,
-С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами».
Экологически ориентированная деятельность.
-П. Чайковский цикл «Времена года» ,
-А. Вивальди цикл «Времена года»,
-С. Прокофьев сюита«Петя и Волк», «Утро», «Вечер»,
- К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных»,
-И. С.Бах из 4 сюиты №3,
-К. Дебюсси «Море», «Туманы», «Мертвые листья», «Вереск»,
-А. Аренский«Птичка летает».
Социально -коммуникативная деятельность.
-«Тревожная минута», «Раздумье» С. Майкапара,
-«Скучный рассказ» , «Нянина сказка» А. Гречанинова,
- «Ласковая просьба» Г. Свиридова,
-«Весело – грустно» Л.Бетховена,
-«Лентяй» Д. Кабалевский,
-«Тяжелая работа», «В разлуке»,«Недовольство», «Материнские ласки», «Котик
заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинова,
-«Пастушок» , Тревожная минута» С.Майкапара,
-«Слеза» М.П.Мусоргского,
-«Порыв», «Страхи» Р. Шумана,
- «Ноктюрн» П.И.Чайковского,
- «Злюка», «Печальная история»,«Упрямый братишка» Д. Кабалевского,
-«Порыв», «Смелый наездник» Р. Шумана,
- «Болезнь куклы» П. Чайковского,
-«Упрямец» С. Прокофьева,
-«Разлука» М. Глинки.
Приложение №3.Рекомендуемые музыкальные произведения к литературным
произведениям для детского чтения
Русские народные сказки о животных.
- А. Т. Гречанинов «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Елочкин сон»
- К. Сен-Санс «Карнавал животных».
Русские волшебные сказки.
- Н. А. Римский-Корсаков «Кощей Бессмертный» (осенняя сказочка) – музыка оперы.
- И. Ф. Стравинский «Жар-птица» - музыка балета.
- А. К. Лядов «Баба Яга» - симфоническая картинка к русской народной сказке «Кикимора»,«Волшебное озеро» - симфоническая сказочная картинка.
- М. П. Мусоргский «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки».
- С. С. Прокофьев «Сказки старой бабушки» - пьесы для фортепиано.
Русская народная сказка «Снегурочка».
- П. И. Чайковский «Снегурочка» - музыка к пьесе.
- Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» - музыка к опере.
Русская былина «Садко»
- Н. А. Римский-Корсаков «Садко» - музыка оперы и музыкальная картина.
Ш.Перро «Красная Шапочка, «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая
красавица».
- Ц. К. Кюи «Красная шапочка», «Кот в сапогах» - музыка опер.
- Дж. Россини «Золушка» - музыка оперы.
- С.С.Прокофьев «Золушка» - музыка балета.
- П.И.Чайковский «Спящая красавица» - музыка балета.
Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король».
- Л. Делиб «Коппелия» - музыка балета.
- П.И.Чайковский «Щелкунчик» - музыка балета.
А.С.Пушкин «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»
- Н.А.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатырекнязе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди» - музыка оперы.
П.П.Ершов «Конек Горбунок».
- Р.К.Щедрин «Конек Горбунок» - музыка балета.
- Ц.Пуни «Конек Горбунок» - музыка балета.
П.П.Бажов«Каменный цветок»(по мотивам уральскихсказки «Малахитовая шкатулка»).
- С.С.Прокофьев «Сказ о каменном цветке» - музыка балета.
Р.Киплинг «Маугли»
— Ю.Н.Корнаков «Маугли» — сюита из балета.
Д.М.Барри «Питер Пен»
— И.Е.Рогалев «Питер Пен» — музыка балета.