Девиантное поведение – это, отличающееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Характерными проявлениями такого поведения являются: нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, пьянство, употребление наркотиков, агрессивность, вандализм, а также уголовно наказуемые поступки.
Такие факторы как трудности в школе, травмирующие жизненные события (потеря близких, семейные конфликты, развод родителей, влияние субкультур, низкий уровень интеллекта), вызывают стрессовые расстройства у подростков и влияют на развитие у них девиантного поведения. Низкая самооценка – это личностная особенность, на которую важно обратить внимание. Люди, обладающие низким уровнем самоуважения, как правило, стремятся поднять его за счет положительной оценки других, в особенности значимых людей. Здесь необходимо учитывать, что в период подросткового возраста наиболее значимыми для подростка становятся не родители, а сверстники. В связи с этим, подростки с низкой самооценкой, стремятся заслужить уважение в значимой для него группе, прибегая к способам самоутверждения, не принятым как в обществе, так и в семье.
Девиантное поведение подростков можно рассматривать как защитную реакцию ребенка на жизненные невзгоды. Это не только проблемы со сверстниками, в семье, но и невозможность подростка в определении стиля в одежде, внешности, желаний. В результате у подростка проявляются признаки девиантного поведения: замкнутость, агрессия, яркий макияж, броская одежда, попытки привлечь к себе внимание. Конечно, это может быть связано с психопатией или с акцентуацией характера.
В начале, девиантные действия совершаются неосознанно, просто из желания завоевать уважение и авторитет у сверстников. Совершая антиобщественные поступки, подросток привлекает к себе еще больше внимания, получая, таким образом, некое поощрение. Такая модель поведения со временем закрепляется и становиться осознанной.
В подростковом возрасте ребенку все еще важно безусловное принятие и уважение его родителями. Поэтому, чтобы избежать проявления девиантных форм поведения важно, чтобы близкие люди удовлетворяли и поощряли потребность в самоуважении и самостоятельности, а также постепенно прививали ему чувство ответственности. Классный руководитель, а также учителя, работающие с подростком, в совместной работе с родителями должны стремиться разобраться и решить проблему непринятого в обществе поведения.