Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

Дата: 31 марта 2016 в 18:06, Обновлено 24 октября 2024 в 14:46
Автор: Мазур Г. Ф.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их крат­кая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.


Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса

и доски, монотонные неприятные звуковые

раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,

слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение

примеров, рассматривание, списывание и т. д. 

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный,

самостоятельная работа, аудиовизуальный,

практическая

работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор

способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя,

деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на

самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для

дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности

требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная

гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней

мотивации: 
стремление больше узнать, радость от активности,

интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудниче­ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик

(сотрудничество — соперничество, дружелюбие —

враждебность, активность — пассивность,

заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная

кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной

активности

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.