Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Аттестация педагогов

Дата: 25 декабря 2019 в 11:43, Обновлено 24 октября 2024 в 17:59
Автор: Мазур Г. Ф.

Основными принципами аттестации являются

         Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний умений и навыков учащихся, их морального, творческого и физического развития.

         Аттестация проводится по инициативе педагогического работника либо по инициативе руководителя учреждения образования:

  • по инициативе педагогического работникааттестация проводится на  присвоение педагогической категории.
  • по инициативе руководителя учреждения образованияаттестация проводится на  подтверждение  педагогической категории педагогического работника.

 

Основными принципами аттестации являются:

  • коллегиальность;
  • системность и целостность экспертных оценок.

         Один из важнейших принципов, на которых строится аттестация педагогических кадров – это приоритет личности, уважительное отношение к личности оцениваемого, его гражданским и профессиональным правам. Аттестация должна проводиться в соответствии с общественными нормами и имеющимися юридическими основаниями, быть этичной, не унижающей человеческое достоинство.

         Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания.

         В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда. 

         Порядок проведения аттестации регулирует Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 № 101, в редакции постановления 26.03.2014 № 20, 26.11.2014 № 163, 20.11.2015 №131, 11.05.2017 № 46, 08.05.2018 № 37.

 

Аттестационная комиссия

         Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования по месту их работы. Для этого создается аттестационная комиссия в составе не менее пяти членов, избираемая на собрании педагогических работников путем тайного голосования. В состав аттестационной комиссии включаются дополнительно по одному представителю администрации и профсоюзного комитета учреждения образования. Лица, которые проходят аттестацию в период работы комиссии, не могут входить в ее состав.

         Срок полномочий аттестационной комиссии составляет один год со дня издания приказа о ее создании.

Требования к аттестуемым работникам

Требования к аттестуемым работникам

         Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы в должности, по которой аттестуются. Для присвоения второй и первой квалификационных категорий – 2 года, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» – 3 года.
  • усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации (1 раз в 3 года).

         Лица, получившие диплом о среднем специальном образовании с отличием, диплом о высшем образовании с отличием, степень магистра или научного сотрудника допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.

         В стаж работы период нахождения педагога в отпуске по уходу за ребенком достижения возраста трех лет не учитывается.

         При прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории имеют право претендовать независимо от стажа работы в качестве педагогических работников, на присвоение той же квалификационной категории, которая им была присвоена ранее, следующие педагогические работники:

  • аккомпаниаторы, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, музыкального руководителя, методиста, концертмейстера или педагога дополнительного образования;
  • преподаватели, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должности учителя, учителя-дефектолога, методиста или мастера производственного обучения учреждения образования;
  • воспитатели, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, культорганизатора, методиста или мастера производственного обучения учреждения образования;
  • воспитатели-методисты, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, методиста, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования или мастера производственного обучения учреждения образования;
  • воспитатели дошкольного образования, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя, методиста, воспитателя-методиста, руководителя физического воспитания, музыкального руководителя, педагога социального, педагога-психолога или педагога-организатора;
  • инструкторы по физической культуре, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования;
  • руководители физического воспитания, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя дошкольного образования, методиста, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования или педагога-организатора;
  • концертмейстеры, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, методиста, аккомпаниатора, музыкального руководителя или педагога дополнительного образования;
  • мастера производственного обучения учреждения образования, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должности учителя, преподавателя или методиста;
  • методисты, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, воспитателя, воспитателя-методиста, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования или мастера производственного обучения учреждения образования;
  • музыкальные руководители, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя дошкольного образования, аккомпаниатора, культорганизатора, концертмейстера или педагога дополнительного образования;
  • учителя, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должности преподавателя, учителя-дефектолога, методиста или мастера производственного обучения учреждения образования;
  • учителя-дефектологи, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должности учителя, преподавателя или методиста;
  • педагоги социальные, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя дошкольного образования, воспитателя, культорганизатора, методиста, педагога-психолога, педагога-организатора или педагога дополнительного образования;
  • педагоги-организаторы, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя дошкольного образования, воспитателя, культорганизатора, методиста, педагога-психолога или социального педагога;
  • педагоги-психологи, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, методиста, воспитателя дошкольного образования или воспитателя;
  • педагоги дополнительного образования, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя, воспитателя дошкольного образования, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, мастера производственного обучения учреждения образования, культорганизатора, методиста, инструктора по физической культуре, концертмейстера, аккомпаниатора или педагога-организатора.
  • При прохождении аттестации в случаях, предусмотренных частью первой данного пункта, педагогические работники, претендующие на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационный экзамен не сдают.

                 Срок проведения аттестации педагогического работника на присвоение второй и первой квалификационных категорий, подтверждение второй и первой квалификационных категорий не должен превышать трех месяцев с даты ознакомления аттестуемого с приказом о проведении аттестации.

         Срок проведения аттестации педагогического работника на присвоение высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» не должен превышать четырех месяцев с даты выдачи педагогическому работнику выписки из протокола заседания квалификационной комиссии о сдаче квалификационного экзамена этим педагогическим работникам.

         С согласия педагогического совета администрация учреждения образования имеет право один  раз в пять лет требовать обязательной аттестации педагогических работников, снизивших уровень своей работы. Однако аттестация не применяется к работникам, отработавшим менее 2 лет с момента предыдущей аттестации, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Если работник без уважительных причин отказывается пройти аттестацию, то она может быть проведена и в его отсутствие.

Аттестуемым на заметку

Квалификационный экзамен и аттестационное собеседование

         Для претендентов на высшую категорию аттестация складывается из квалификационного экзамена и аттестационного собеседования. Квалификационный экзамен предшествует собеседованию.

Аттестуемым на заметку

         Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение педагогической деятельности учителя, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.

С этой целью изучается:

  • психологическая готовность учителя;
  • технологическая готовность учителя (воспитателя, руководителя кружка) (общая методическая подготовка учителя, знание преподаваемого предмета).

Дается оценка:

  • преподавательской деятельности учителя (воспитателя, руководителя кружка): знание нормативных документов, которые касаются вопросов образования; основных достижений педагогической и психологической теории и практики; в выполнении государственных программ; оценка качества проведения урока; интерес учащихся к преподавательскому предмету;
  • умений учителя (воспитателя, руководителя кружка) планировать свою деятельность;
  • деятельности во внеурочной воспитательной работе учителя;
  • работы учителя над повышением своего профессионального уровня (курсы повышения квалификации);
  • для высшей категории – результатов исследовательской работы учителя (воспитателя, руководителя кружка), внедрения в практику методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.

 

Порядок проведения аттестации учителя на категорию

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации:

  • посещает уроки, факультативные занятия, внеклассные мероприятия по предмету, воспитательные мероприятия аттестуемого, анализирует их и делает выводы об уровне научно-теоретической подготовки учителя;
  • анализирует результаты контрольных срезов (результаты анкетирования и другую аналитическую информацию), проведенных в классах, где работает аттестуемый, и делает вывод об уровне знаний, умений и навыков учащихся;
  • анализирует деятельность аттестуемого по совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению профессионального уровня (курсы, методическая, инновационная деятельность, самообразование);
  • проводит предварительную беседу по вопросам подготовленности аттестуемого к аттестации.
  • проводит аттестационную беседу, где сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности, морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.

В рамках аттестации учитель должен:

  • провести открытые уроки, факультативное занятие, внеклассное мероприятие по предмету либо воспитательное мероприятие;
  • представить аттестационной комиссии результаты контрольных срезов и другую отчетную документацию по преподаваемому предмету;

на вторую категорию – представить к аттестационной беседе отчёт по теме самообразования;

на первую категорию – представить к аттестационной беседе педагогическое портфолио (в электронном или печатном варианте);

на высшую категорию – сдать квалификационный экзамен в ГрОИРО, получив направление аттестационной комиссии. Представить аттестационной комиссии свой опыт работы в виде методических разработок по предмету (обобщить свой опыт работы, наглядно его оформить).

Показатели для оценки педагогической деятельности в процессе аттестации

Для учителей:

Вторая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

1. Отчет о результатах самообразования на бумажном носителе.

2. Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе и в электронном варианте (два).

3. Анализ ведения школьной документации: тетрадей, клас-сных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора).

4. Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (один).

5. Посещение и анализ членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающие, стимулирующие, факультативные занятия) (одно).

6. Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или руководитель методического объединения).

7. Анализ работы учителя как классного руководителя,  анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем).

8. Определение уровня самооценки учителя на основе самоанализа проведенных мероприятий.

9. Диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики (осуществляет заместитель директора на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т. д.).

10. Результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах (аттестуемый предоставляет в письменной форме). 11. Анализ работы с законными представителями обучающихся.

12. Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения).

1. Портфолио на бумажном и электронном носителях.

2. Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе и в электронном варианте (два).

3. Анализ ведения школьной документации: тетрадей, клас-сных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора).

4. Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (два).

5. Посещение и анализ членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающие, стимулирующие, факультативные занятия) (одно).

6. Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или руководитель методического объединения).

7. Анализ работы учителя как классного руководителя,  анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем).

8. Определение уровня самооценки учителя на основе самоанализа проведенных мероприятий.

9. Диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики (осуществляет заместитель директора на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т. д.).

10. Результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах (аттестуемый предоставляет в письменной форме).

11. Анализ работы с законными представителями обучающихся.

12. Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения).

1. Обобщение опыта собственной педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях.

2. Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе и в электронном варианте (два).

3. Анализ ведения школьной документации: тетрадей, клас-сных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора).

4. Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (два).

5. Посещение и анализ членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающие, стимулирующие, факультативные занятия) (одно).

6. Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или руководитель методического объединения).

7. Анализ работы учителя как классного руководителя,  анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем).

8. Определение уровня самооценки учителя на основе самоанализа проведенных мероприятий.

9. Диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики (осуществляет заместитель директора на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т. д.).

10. Результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах (аттестуемый предоставляет в письменной форме).

11. Анализ работы с законными представителями обучающихся.

12. Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения).

Нормативно-правовое обеспечение

Аттестация педагогических работников в Республике Беларусь проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)

Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь  ад 22 жніўня 2012 г. № 101»

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 3 октября 2017 г. № 50 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53»

Об аттестации педагогических работников (информация на основании письма Министерства образования Республики Беларусь от 19.10.2017 года No 15-51/6952/дс)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (ред. от 01.02.2016) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»

Постановление Министерства труда Республики Беларусь 28 апреля 2001г. № 53 «Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся»

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 августа 2012 г. № 93 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6» «Условия оплаты труда работников отдельных организаций системы образования, отдельных работников органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также отдельных работников отдельных организаций, оказывающих социальные услуги, и организаций здравоохранения»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2016 года № 688 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2014 г. № 818»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (в ред. постановлений Минюста от 24.10.2011 №235, от 27.01.2012 № 18)

Программы квалификационного экзамена

Программы квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение высшей квалификационной категории

Методические рекомендации

«Методическое обеспечение аттестации педагогических работников» (Рекомендации ГУО «Академия последипломного образования» по осуществлению организационно-методического  сопровождения квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» по направлениям педагогической деятельности), 2018 
Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории
Методические рекомендации к квалификационному экзамену при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории (учителя математики)
Методические рекомендации к квалификационному экзамену при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории (учитель химии)
Методические рекомендации к квалификационному экзамену при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории (учитель биологии)
Методические рекомендации по изучению профессиональной деятельности педагогических работников в процессе аттестации (по направлениям деятельности)
Методическое сопровождение педагогов в процессе их аттестации: сборник материалов дистанционного семинара 15 сентября - 30 сентября 2018 года

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.