Консультация для родителей:«Малыши и классическая музыка»
Консультация для родителей:«Малыши и классическая музыка»
Малыши – музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко, как мы уже упоминали, дети начинают петь, по выражению П. Тюленева, «раньше, чем ходить».
На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
Это может быть вокальная музыка ( музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.
Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие длится 4-5 мин. Цифры - секунды и минуты - приведены здесь для того, чтобы вы не завышали возможности маленького ребенка и в то же время знали, что слушание музыки вполне по силам малышу. Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки: ребенок хуже слушает музыку, если только что плакал - например, ушла любимая бабушка, или его только что закончили кормить нелюбимой кашей, а может быть, ему просто нездоровится.
Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие - сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно - можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.
Уже на втором году жизни ребенка можно включать в слушание пьесы С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Мотылек», «Маленький командир». На третьем году жизни добавляем пьесы А. Гречанинова «Верхом на лошадке», «Танец»; П. Чайковского, «Марш деревянных солдатиков», «Полька»; пьесу Э. Грига «Птичка»; музыку В. Моцарта. Вы сами выбираете из всего перечисленного 10-12 пьес на год для детей второго года жизни и 12-15 пьес для детей третьего года жизни.
Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.
Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.
Непременное условие - тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка - ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа.
Слушать музыку с малышами специалисты рекомендуютодин или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, «Зайка» и «Мишка». К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы
Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции - это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».
Пусть ваш ребенок растет здоровым, веселым, счастливым и музыка сопровождает его всю жизнь!
Программа «Малыш» (слушание музыки)
1. Моцарт. В. Анданте до мажор, ф-но.
2. Моцарт. В. Аллегро до мажор, ф-но.
3. Чайковский П. «Марш» из балета «Щелкунчик», орк.
4. Бах И. «Маленькая прелюдия», клавесин
5. Лядов А. «Музыкальная табакерка» (вальс-шутка)
6. Бах И. «Менуэт» из сюиты, орк.
7. Бах И. «Шутка» из сюиты № 2, орк.
8. Бетховен Л. «Багатель», Соч. 119 № 2, до мажора, орк.
9. Чайковский П. «Танец маленьких лебедей»
10. Моцарт. В. Аллегро фа мажор, ф-но, .Бахчиев.
11. Моцарт.В. Менуэт фа мажор, ф-но, .Бахчиев.
12. Люлли Ж. «Гавот», анс. скрипачей.
13. Григ Э. «Птичка» из лирических пьес, ф-но.
14. Лядов А. «Танец комаров», ф-но
15. Лядов А. «Плясовая», орк. нар инстр.
16. Глинка М. «Полька ре минор», ф-но.
17. Свиридов Г. «Попрыгунья», ф-но.
18. Свиридов Г. «Парень с гармошкой», ф-но.
19. Бах И. «Инвенция» № 13, ля минор. Соч. № 119, ф-но.
20. Шостакович Д. «Полька » из балетной сюиты № 1, орк.
21. Бетховен Л. «Багатель» ля минор, Соч. 119 № 9, ф-но.
22. Рамо Ж.-Ф. «Тамбурин», клавсеин.
23. Григ Э. «Танец эльфов», ф-но.
24. Бетховен Л. «Багатель», фа мажор, Соч. 33 № 3, ф-но.
25. Гайдн И. Симфония №47, до мажор. «Детская», III часть.
26. Кабалевский Д. «Шуточка», Соч. 27, № 10, ф-но.
27. Прокофьев С. «Прелюдия до мажор», Соч. 12, № 7, арфа.
28. Прокофьев С. «Прогулка», Соч. 65, ф-но.
29. Прокофьев С. «Пятнашки», Соч. 65, ф-но.
30. Свиридов Г. «Весна».
31. Майкапар С. «Полька», ф-но.
32. Чайковский П. «Танец феи драже» из б. «»«Щелкунчик».
33. Чайковский П. «Вальс» из «Детского альбома».
34. Дакен К. «Кукушка», клавесин.
35. Дворжак А. «Юмореска», Соч. 101 № 7, анс. скрипачей.
36. Чайковский П. «Полька» из «Детского альбома».
37. Чайковский П. «Камаринская», из «Детского альбома».
38. Чайковский П. «Песня жаворонка», ф-но.
39. Рамо Ж.Ф. «Курица», клавесин.
40. Шуберт Ф,, «Музыкальный момент», фа минор, ф-но.
41. Бах И. «Инвенция №1», до мажор, клавесин.
42. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром.
43. Чайковский П. «Неаполитанская песня» из «Детского альбома».
44. Чайковский П. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома».
45. Чайковский П. «Итальянская песня» из «Детского альбома».
46. Чайковский П. «Игра в лошадки» из «Детского альбома».
47. Чайковский П. «Русская песня» из «Детского альбома».
48. Шостакович Д. «Вальс - шутка».
49. Шостакович Д. «Танец пиццикато».
50. Бетховен Л. Эскоссез ми бемоль мажор, ф-но.
51. Бах И. «Маленькая прелюдия № 2, до мажор, клавесин.
52. Бах И. «Маленькая прелюдия № 62, фа мажор, клавесин.
53. Моцарт В. Соната для ф-но до мажор, клавесин.
54. Глинка М. Ноктюрн ми бемоль мажор, арфа.