План работы "Материнской школы"
Государственное учреждение образования « Марковский детский сад – базовая школа »
Материнская школа
2017/2018 уч.год
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о « Материнской школе » ГУО « Марковский детский сад – базовая школа »
- Общие положения
Материнская школа ГУО « Марковский детский сад – базовая школа », далее материнская школа, создана и функционирует в рамках проекта
« Развитие раннего возраста », реализуемого в Республике Беларусь при поддержке Представительства Детского Фонда ООН ( ЮНИСЕФ ).
Материнская школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребенка / 1989 /, Конституцией Республики Беларусь/ 1996/, Законом Республики Беларусь « О правах ребёнка »/ 2000/, Кодексом Республики Беларусь брака и семьи/ 1999/, Законом Республики Беларусь
« Об образовании »/2000/ и настоящим положением.
Материнская школа является структурной частью системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй и социумом.
Концептуальные основы деятельности материнской школы
Современная наука доказывает бесспорный приоритет семейного воспитания. Данные социологических, психолого-педагогических исследований позволяют утверждать, что в системе разнообразных институтов и социальных групп именно семья является самым необходимым, специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей. Интимно-личностные отношения, существующие в семье, имеют огромное значение в обеспечении эмоциональной защищенности, психическом развитии и становлении личности ребёнка. Успехи семейного воспитания зависят от общей культуры членов семьи , их психолого-педагогической, правовой компетентности, опыта, традиций в воспитании детей ( Ю. П. Азаров, Е. Н. Арнаурова, В. П. Дуброва, Т. М. Коростелева, Т. А. Маркова).
Основной концептуальный подход в работе материнской школы предполагает поддержание, укрепление и развитие всего здорового, позитивного, положительного, а не лечение больного, негативного, отрицательного ( К. В. Гавриловец, В. Т. Кабуш, В. В. Чечет, Т. М. Коростелева).
Цель: привлечение родителей в дошкольное образовательное учреждение;
обеспечение психологического здоровья будущих воспитанников УО.
Задачи:
- познакомить родителей с возрастной психологией, особенностями развития и воспитания ребёнка;
- обучить родителей практическим приемам и методам воспитания, обучения и оздоровления детей;
- сформировать у ребёнка положительную мотивацию на детский сад через снятие тревожности и негативных установок у матери на
« отрыв» ребёнка от семьи;
- организовать обмен опытом семейного воспитания.
Основные принципы формирования позитивного родительства:
- Принцип приоритета семейного воспитания, утверждающий неизменность семьи как первоначального института воспитания и социализации детей.
- Принцип природосообразности , учитывающий проявление природных задатков и инстинктов родителей.
- Принцип социальной направленности, рассматривающий семью как наиболее благополучную среду для полноценного развития и воспитания детей, передачи детям общечеловеческих и культурных ценностей.
- Принцип признания материнства и отцовства как социально значимой деятельности.
- Принцип ненасилия, предполагающий терпимость и уважительность к детям, к проявлениям их индивидуальности, отказ от всякого насилия в том числе физического.
- Участники образовательного взаимодействия и отношения между ними
Участниками образовательного взаимодействия в материнской школе являются родители детей от 1 до 3 лет, не посещающих дошкольное учреждение, их дети, педагоги дошкольного учреждения, координационный совет. Сотрудничество между участниками осуществляется на договорной основе с соблюдением принципа партнерства во взаимоотношениях.
В состав материнской школы входят до 10 семей.
Координационный совет осуществляет организацию и управление деятельностью материнской школы, взаимодействует со специалистами дошкольного учреждения и непосредственно с родителями.
Специалисты дошкольного учреждения:
- Обеспечивают квалифицированное педагогическое, психологическое, правовое, медицинское, валеологическое просвещение семьи с учётом интересов и потребностей всех её членов.
- Проводят занятия с детьми в присутствии родителей и с их участием.
Родители и члены семей:
- Соблюдают этические нормы общения с членами материнской школы и специалистами.
- Проявляют активное участие в повышении собственной психолого-педагогической культуры.
- Заботятся о полноценном и разностороннем развитии детей.
- Отказываются от любого вида насилия над детьми.
- Посещают материнскую школу только со здоровым ребёнком.
- Организация работы
Зачисление детей в материнскую школу осуществляется на основе заявления родителей, развернутой медицинской справки о состоянии здоровья ребёнка. С родителями составляется договор о сотрудничестве.
Ребёнок допускается к занятиям только после осмотра медицинской сестрой дошкольного учреждения.
Специалисты дошкольного учреждения проводят работу с родителями в музыкальном и спортивном зале. В музыкальном зале созданы условия для проведения индивидуальных и коллективных мероприятий с родителями, развивающая среда для занятий с детьми. Индивидуальное консультирование родителей и занятия с детьми проводятся по графику, утвержденному заведующей дошкольным учреждением в кабинете педагога-психолога.
Допускаются самостоятельные занятия родителей с детьми в присутствии и при участии педагогов дошкольного учреждения.
Во время пребывания в материнской школе, дети питанием не обеспечиваются. Длительность пребывания ребёнка в материнской школе составляет не более 2-х часов.
Коллективные мероприятия с родителями проводятся в вечернее время в различных формах:
- семинары
- семинары-тренинги
- круглые столы
- практические занятия и др.
При необходимости педагоги привлекают к участию в просвещении родителей медицинских работников, юристов и других специалистов. Обеспечивают родителей и членов семей необходимой литературой и дидактическими пособиями, практическими рекомендациями для занятий с детьми дома.
В просвещении и обучении родителей используются достижения современной отечественной и зарубежной науки, материалы психолого-педагогических исследований, эффективные методики обучения родителей, положительный опыт воспитания детей в семьях.
Материнская школа для детей и родителей
« Материнская школа» - организованная форма работы для родителей и детей от 1 года до 3 лет, не посещающих дошкольное учреждение.
« Материнская школа » - это занятия, где интересно не только детям, но и их родителям. Программа занятий « Материнской школы », не требует от родителя каких-либо специальных навыков и знаний. Вы сможете наблюдать и учиться, играть и заниматься, радоваться вместе с Вашим малышом! Занятия проходят в уютной обстановке, в специально оборудованном помещении, где мамам с детьми комфортно.
Основные направления работы:
- сенсорное развитие
- познание окружающего мира
- развитие речи
- изобразительная деятельность
- музыкальное и физическое развитие
- педагогическая подготовка по вопросам развития и воспитание детей раннего возраста
Цель: привлечение родителей в дошкольное образовательное учреждение; обеспечение психологического здоровья будущих воспитанников УО.
Задачи:
- познакомить родителей с возрастной психологией, особенностями развития и воспитания ребёнка;
- обучить родителей практическим приёмам и методам воспитания, обучения и оздоровления детей;
- сформировать у ребёнка положительную мотивацию на детский сад через снятие тревожности и негативных установок у матери на «отрыв» ребёнка от семьи;
- организовать обмен опытом семейного воспитания.
Приложение 2
Перспективное планирование
работы «Материнской школы»
на 2017/2018 учебный год
№ |
Тематика заседаний |
Форма про- ведения |
Сроки |
Ответственные |
|
1 |
Круглый стол |
Сентябрь |
Воспитатель |
||
2 |
«Материнская школа» как организационная форма педагогической поддержки детей от рождения до трех лет и их родителей |
Консультация |
Октябрь |
Воспитатель |
|
3 |
Контроль за развитием детей раннего возраста. |
Лекция - беседа |
Ноябрь |
Воспитатель |
|
4 |
Соблюдение распорядка дня и закаливающих процедур детей раннего возраста (от 0 до года). |
Практикум |
Декабрь |
Воспитатель |
|
5 |
Двигательная активность как условие разностороннего развития ребенка. |
Симпозиум |
Январь |
Воспитатель |
|
6 |
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста. |
Лекция - беседа |
Февраль |
Воспитатель |
|
7 |
Вакцинация : «за» и «против». |
Симпозиум |
Март |
Воспитатель |
|
8 |
Массаж в жизни ребенка раннего возраста. |
Консультация |
Апрель |
Воспитатель |
|
<font face="times new roman, times, serif">9</font> |
Подбор музыкальных игрушек для детей младшего возраста. Заключительное заседание. |
Круглый стол |
Май |
Воспитатель |
|